Работа с историческим источником

Загрузка ...
О работе с источниками

Прежде чем приступить к работе с документами необходимо помнить ряд правил, которые позволят вам добиться успеха. Для этого вам необходимо проанализировать и ответить на вопросы:

1. о происхождении источника:

Кто автор источника? Каково его социальное положение, должность, занятия, причастность к описываемым событиям?

К какому виду источников он относится (письмо, дневник, официальный документ и т.д.)? Когда он был написан?

Что представляет собой текст: полный документ или отрывок? Если это фрагмент, то на каком основании был выбран именно он?

Текст приводится на языке оригинала или в переводе?

2. о содержании источника:

Каково содержание текста?

Каковы наиболее важные слова, персоналии, события, упоминающиеся в источнике?

Какой информации вам не хватает для понимания источника: неизвестные слова, персоналии и т.д.? Узнайте о них.

3. о достоверности информации, содержащейся в источнике:

Свидетелем первой или второй очереди является автор текста? (Если автор присутствовал во время события, им описываемого, то он является первоочередным свидетелем)

Первичным или вторичным является источник? (Первичный текст современен событию, вторичный текст берет информацию из первичных источников или подобных ему вторичных. Первичный текст теперь может быть написан автором «второй очереди», т.е. быть созданным много позже самого события)

4. о предвзятости автора источника (все источники в определенной мере предвзяты, так как автор видит события с собственных позиций, либо не осознавая этого, либо действуя с определенной целью, стремясь извлечь какую-то пользу или защитить кого-то (что-то) - это можно обнаружить в использовании особых прилагательных, а также в подборе описываемых событий):

Были ли у автора специальные намерения? Если да, то какие?

Является ли автор квалифицированным обозревателем? Понимает ли он, что видит?

Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?

Каким языком пишет автор?

Является ли автор представителем определенной точки зрения или он предлагает оригинальный взгляд на события?

В чем совпадают или в чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? Какой из этих источников более достоверен? Почему?

5. о вашем отношении к источнику:

Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?

Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

Как источник помог вам узнать больше об историческом событии, особенности жизни в соответствующий период, к которому он относится?

Какова значимость этого источника в сопоставлении с аналогичными, посвященными этим же событиям, проблемам?

Памятка для работы с историческим источником.
1. Происхождение источника: автор; время издания; тип источника (документ, письмо, дневник и т.д.); полный текст или отрывок; первичный (оригинальный текст) или вторичный (перевод). 
2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты. Объясните непонятные слова, используя словари. 
3. Определите достоверность информации. 
- автор был свидетелем событий или пересказывает то, чего сам не видел? 
4. Субъективность текста: субъективность осознанная или неосознанная? Были ли у автора особые намерения? Является ли автор хорошим наблюдателем? Есть ли у автора симпатии или антипатии? 
5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному источнику. 
Правильное оформление литературы: 
1. Балязин В.Н. Занимательная история России. 1700 - 1762 гг. - М.: Первое сентября - 2002 - сс. 52 - 67. 
2. История России: проблемы, события, люди: Пособие для учителей, учащихся старших классов и абитуриентов./ Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова. - М.: ЦГО - 2000 - сс. 3 - 10. 
3. Зенин Д. Откуда взялась калита у Ивана Калиты?// Чудеса и приключения. - 1997 - № 3 - сс. 28 - 30.
Анализ документа государственного характера (грамоты, указы, речи, постановления)

- Когда, где и почему появился этот документ, опишите исторические условия его создания.

- Кто является автором документа, что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

- Выделите основные (новые) понятия, которые используются в документах, и  объясните их.

- Интересы каких слоев, групп, классов, общества отражает этот документ?

- К каким результатам изменения в государстве или обществе могло привести введение данного документа?