Меню

Ярославль в Великую Отечественную войну

Ярославль в Великую Отечественную войну (1941—1945)

Ярославль в ВОВВо время Великой Отечественной войны более полумиллиона житилей Ярославской области отправились на фронт, погибло свыше 200 тысяч человек. В Ярославле функционировал Ярославский Комитет обороны. В конце осени 1941 года враг был в 50 км от границ области. Существовал «План мероприятий по уничтожению важнейших промышленных объектов Ярославля» на случай угрозы оккупации города, важнейшие предприятия были заминированы. Город подвергался налётам немецкой авиации, в июне 1943 года был полностью разрушен шинный завод, но уже в конце сентября последствия бомбардировки были ликвидированы. Во время войны более полумиллиона житилей Ярославской области отправились на фронт, погибло свыше 200 тысяч человек. Помимо призыва шёл набор в народное ополчение (за несколько дней 1941 в городе было набрано 47 тысяч человек). 23 февраля 1943 года Северному военно-морскому флоту была переданная подводная лодка «Ярославский комсомолец», построенная на средства граждан.

Ярославль в ВОВС первых месяцев войны промышленность Ярославля перешла на выпуск военной продукции, сыграв важную роль в снабжении основных оборонных отраслей: шинный завод поставлял 70 % шин страны всех типов, он произвёл продукции на 800 танковых, 3200 артиллерийских и 14 тысяч авиационных полков; автомобильный завод выпускал полуторные и трёхтонные самосвалы, корпуса для 37-миллиметровых снарядов; электромашиностроительный — промышленные электромоторы и осколочно-фугасные снаряды; «Пролетарская свобода» — 82-мм мины; сЯрославль в ВОВудостроительный — малотонажные суда и военные катера; тормозной — тормозное обородувание для железных дорог, компрессоры для электровозов, паровозные рукава, взрыватели, зажигательные авиационные бомбы, осколочные гранаты; паровозоремонтный — ремонтировал паровозы и бронепоезда, изготавливал снаряды, детали для оружия, запчасти к мотовозам и тракторам; Завод №151 — аэростаты воздушного заграждения, резиновые лодки, защитные противохимические ткани; «Красный маяк» — электроинструменты и спецпродукцию (коробки для противогазов, лотки для мин, корпуса зажигательных авиационных бомб; фабрика «Североход» — обувь для армии, военные палатки; кожевенный — армейские полушубки, перчатки, вырабатывал хром; фабрика «Красный Перекоп» — военные палатки, материалы для противохимических костюмов; Кордная фабрика — корд для шинного завода; СК-1 — синтетический каучук и латекс; «Победа рабочих» — лаки и краски для военной промышленности; асбестовый завод — асбестовую бумагу, а из неё — детали для автомобилей, танков, тракторов; Оборонный завод №226 перерабатывал десятки тонн хлора ежедневно; кислородный завод — сжатый воздух, кислород на нужды автогенных сварок, азот для завода СК-1; «Свободный труд» — материалы для аккумуляторов, масляные и твёрдые краски, противохимическую одежду; подошвенный и регенераторный заводы — резиновые подошвы, противогазовые маски, другие резиновые изделия.

Ярославль в ВОВВ Ярославле открылось Ярославское военное пехотное училище (с 1943 года — имени Ф. М. Харитонова). В 1943 году в Ярославле работал Белорусский медицинский институт, из Витебского и Минского — через год они вернулись к себе на родину, а в Ярославле открылся Ярославский медицинский институт. С сентября 1945 в городе размещалось Московское военно-политическое училище им. В. И. Ленина, в 1951 году на его базе было создано Ярославское военно-техническое училище войск ПВО. В 1944 году в городе открылся технологический институт резиновой промышленности.

В 1968 году был установлен монумент в честь боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны.

 

Использованы материал:

http://yaroslavl.viptop.ru

http://www.studfiles.ru

http://library.kiwix.org

http://pandia.ru

http://www.vipstd.ru

http://www.yararchive.ru/publications/details/184/