Правила ведения дискуссии
1. Критикуй не оппонентов, а их идеи. 2. Цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе. 3. Все участники должны быть вовлечены в дискуссию. 4. Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего. 5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться. 6. Обсуждению подлежат все без исключения позиции. 7. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов. 8. Подведение промежуточных и конечных итогов необходимо. |
1. Прежде чем выступать, определи четко свою позицию. 2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы. 3. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения. 4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты. 5. Не забывай, что лучшим способом убедить противника является четкая аргументация и безупречная логика. 6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих оппонентов. 7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами, а не по «бумажке». 8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты оказался не прав. 9. Никогда не навешивай «ярлыков» и не допускай уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания. 10. Заканчивая свое выступление, подведи итоги и сформулируй выводы. |
1. Знай, что любой конфликт имеет свои истоки. 2. Проанализируй видимые и невидимые причины данного конфликта. 3. Определи участников конфликта, как явных, так и скрытых и его заинтересованные стороны. 4. Рассмотри цели и методы конфликтующих сторон. 5. Попытайся встать на позицию всех участников конфликта и попытайся понять их позиции. 6. Проанализируй итоги этого конфликта и возможные последствия. 7. Определи, что ты считаешь идеальным решением этого конфликта, удовлетворил ли он все конфликтующие стороны. 8. Рассмотри все фазы конфликта и определи, на какой стадии его можно было предотвратить. 9. Ответь на вопрос: чему тебя научил этот конфликт. |
1. Вопрос должен быть осмысленным и корректным. Для проверки корректности следует проверить, истинны ли предпосылки вопроса. 2. Вопрос должен быть сформулирован по возможности кратко и ясно. Длинные, сложные, нечеткие вопросы затрудняют их понимание и поиски ответа на них. 3. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. Это связано с тем, что, к примеру, сложный, уточняющий вопрос не всегда допускает однозначный ответ. Ситуация упрощается, если разложить вопрос на два простых и ответить в отдельности на каждый. 4. В сложных разделительных вопросах необходимо указывать все возможные альтернативы. |
1. Заинтересованное отношение к собеседнику. 2. Уточняющие вопросы. 3. Парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что?...» (со знаком вопроса в конце фразы). 4. Получение ответа на свой вопрос (это может быть: «Да», «Нет» и т.д.). |
1. Готовясь к дискуссии, полемике, выделите основные понятия, связанные с предметом спора. Уточните значение терминов, которые вы предполагаете использовать в обсуждении. 2. В процессе спора следите за тем, чтобы полемисты вкладывали в употребляемые понятия одинаковое содержание во избежание двусмысленности высказываний. 3. Не забывайте о такой опасной особенности восприятия, как «иллюзия понятности». Контролируйте свое знание и понимание употребляемых терминов. 4. Во время спора обращайте внимание на поведение своего оппонента. Старайтесь правильно соизмерять свои способности и возможности с силами противника. 5. Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям оппонента. Спорьте с позицией оппонента, но не допускайте грубости, оскорблений, резких слов. 6. Сохраняйте спокойный тон, выдержку и самообладание. 7. Приступая к критике позиции оппонента, четко определите для себя, каким способом опровержения вы будите пользоваться. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами. 8. Старайтесь применять в споре различные полемические приемы: юмор, иронию, сарказм и др. 9. От ваших вопросов зависит качество ответов оппонента. |
Драматический текст (текст, содержащий противоречие).
Выделение предмета спора (постановка вопросов)
Первоначальные ответы - выражение мнений
Использование чужих мыслей в виде основы. Конструирование гипотез
Разъяснение
Исследование понятий, проведение различных альтернатив, обобщение
Обоснование (испытание)
Обращение к критериям. Обращение к примерам
Выражение встречных примеров
Оценка выводов
|