Меню

Оценка, анализ…

Оценка века или эпохи

 

1.       Помни, что любая эпоха и каждый человек обладает определенным набором ценностей.

2.       Определи, в чем заключалось нравственное содержание изучаемого века, эпохи или цивилизации.

3.       Проанализируй и сравни, чем та или иная эпоха отличается от предыдущей и остальных.

4.       Узнай, какие имена стали украшением или позором изучаемого периода (столетия, эпохи).

5.       Определи, является ли этот век прогрессом или регрессом в истории человечества, чья деятельность двигала его вперед или назад.

6.       Проанализируй соотношение между материальными и духовными приобретениями данного века, эпохи.

7.       Помни, что главная цель анализа прошедших веков – это работа над собственной системой ценностей.

Анализ статистических данных

1. Изучите представленные статистические данные.

2. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отра­женных в статистическом материале (динамика, уровень, удель­ный вес, роль данного явления).

3. Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объяс­ните их важнейшие причины, закономерности, возможные послед­ствия, перспективы, значение.

Памятки для анализа альтернативных ситуаций

1 тип

1. Сформулируй суть каждого из предложенных путей (реше­ний) проблемы.

2. Выяви историческую обусловленность каждого из предло­женных путей (вариантов) решения вопроса.

3. Определи свое отношение к каждому из них.

4. Объясни достоинства и недостатки избранного пути.

5. Покажи достоинства и недостатки отвергнутого пути раз­вития.

6. Оцени последствия и значение произошедшего выбора.

2 тип

1. Сформулируй сущность каждой оценки исторического со­бытия (явления, процесса).

2. Уясни, какие критерии лежат в основе разных оценок.

3. Определи возможность сопоставления оценок.

4. Оцени источниковедческую базу авторов, объективность ее использования.

5. Проанализируй аргументы авторов и логику их аргумен­тации.

6. Сделай выбор между различными точками зрения.

7. Предложи свою оценку рассматриваемого вопроса.

8. Подбери аргументацию в защиту собственной позиции.

Памятка для анализа политического положения страны
1. Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
2. Административно-территориальное деление.
3. Местные органы управления и самоуправления.
4. Формы власти: монархия или республика.
5. Политический режим.
6. Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства.
7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие.
8. Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение.
Памятка для анализа геополитического положения страны
1. Территория и природно-климатические зоны.
2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.
3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны.
4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами.
5. Основные занятия населения.
6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.
7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.
Характеристика политического строя государства
1. Форма правления: монархия или республика
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
-глава государства, его полномочия,
-закoнодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
-судебные органы,
-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
-местные органы власти.
5. Права граждан (подданных):
-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)
-политические права и свободы,
-личные права и свободы,
-возможность использования провозглашенных законом прав.
6.Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
Характеристика государственного устройства


  1. Какова форма правления в данном государстве:

а) кому принадлежит власть;

б) чьи интересы она защищает.

 

  1. Каким было устройство государства:

а) назовите государственные органы в центре и на местах.

 

  1. Какие перемены произошли в устройстве государства по сравнению с более ранним периодом. Чем были вызваны?
Памятка для анализа социального положения страны
1. Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества).
2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими».
3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения.
4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.
Памятка для анализа экономического развития страны
1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д.
2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.
3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).
4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.
5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.
6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
7. Место страны в мировом производстве.
Памятка для анализа культурного развития общества, государства

1. Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры.
2. Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства.
3. Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода произведения, и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура.
4. Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп.
5. Роль государства в культурной жизни страны.
6. Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира.

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов
1. Участники войны/сражения/конфликта.
2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
Памятка для анализа внешней политики страны
1. Положение страны на международной арене.
2. Цели и приоритеты внешней политики государства.
3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени.
4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени.
5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.
Характеристика войны
  1. Причины и характер войны:

 а) основные противоречия, приведшие к войне;

б) подготовка к войне, соотношение сил. Планы сторон.

 

  1. Ход войны (основные этапы):

а) повод к войне и её начало;

б) основные этапы и главные сражения; в) окончание войны, условия мира, итоги.

  1. Значение войны: экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах.
1. Причина и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне; подготовка к войне, соотношение сил; планы сторон. 
2. Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало; основные этапы и главные сражения; окончание войны, условия мира, итоги. 
3. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли)
1. Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов.
2. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе.
3. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали.
4. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть.
5. Исторические оценки значения идейного течения.
Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных)
1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).
2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.
3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения.
4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.
5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.
6. Исторические оценки значения общественного движения.
Памятка для анализа политических партий, движений и их программ
1. Название и время создания партии/движения/программы.
2. Положение в политической системе государства в определенный период времени.
3. Социальная база партии/движения.
4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа.
5. Интересы каких социальных групп они выражают?
6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений.
7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы.
8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы.
Изучение материалов о революции

1.              Причины революции.

2.      Задачи революции («зеркально» причинам).

3.     Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4.      Класс-гегемон (класс руководитель данной революции).

5.     Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6.              Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

7.        Итоги революции.

8.              Значение: 1) международное, 2) внутреннее.

Характеристика революции
  1. Причины и задачи революции. Готовилась ли она какой-либо политической партией и организацией или началась стихийно.
  1. Движущие силы революции.
  1. Характер революции.
  1. Ход революции, её основные этапы.
  1. Итоги и значение революции для общества.
Характеристика крестьянских восстаний
  1. Причины восстания.
  1. Кто участвовал в восстании.
  1. Цели и требования восставших.
  1. Районы восстания.
  1. Ход восстания, его основные этапы.

     6. Итоги и значение для общества.