Бакунин М.А.
Бакунин Михаил Александрович (1844—1876), русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов народничества и деятель I Интернационала. М. А. Бакунин был противником учения К. Маркса и вед борьбу с ним в I Интернационале. «Наша программа» напечатана в No 1 журнала «Народное дело» (Женева, 1868). . «... Мы хотим полного умственного, социально-экономического и политического освобождения народа. I. Умственного освобождения, потому что без него политическая и социальная свобода не могут быть ни полными, ни твердыми. Вера в бога, вера в бессмертие души и всякого рода идеализм вообще, служа, с одной стороны, непременной опорой и оправданием для деспотизма, для всякого рода привилегий и для эксплуатирования парода, с другой стороны, деморализуют самый парод, разбивая его существо как бы на два друг другу противоречащие стремления и лишая его таким образом энергии, необходимой для завоевания его естественных прав и для полного устройства свободной И счастливой жизни. Из этого явно следует, что мы сторонники атеизма и материализма. II. Социально-экономического освобождения народа, без которого всякая свобода была бы отвратительной и пустозвонной ложью. Экономический быт народов был всегда краеугольным камнем и заключал в себе настоящее объяснение их политического существования. Все доселе существовавшие и существующие политические и гражданские организации в мире держатся на следующих главных основаниях: на факте завоевания, на праве наследственной собственности, на семейном праве отца и мужа и на освящении всех этих основ религией, а все это вместе составляет существо государства. Необходимым результатом всего государственного устройства было и должно было быть рабское подчинение чернорабочего и невежественного большинства так называемому образованному эксплуатирующему меньшинству. Государство без привилегий политических и юридических, основанных на привилегиях экономических, немыслимо. Желая действительного и окончательного освобождения на рода, мы хотим: 1. Упразднения права наследственной собственности. 2. Уравнения прав женщины, как политических, так и социально-экономических, с правами мужчины, следовательно, хотим уничтожения семейного права и брака, как церковного, так и гражданского, неразрывно связанного с правом наследства. 3. С уничтожением брака рожается вопрос о воспитании детей. Их содержание со времени определившейся беременности матери до самого их совершеннолетия, их воспитание и образование, равное для всех—от низшей ступени до специального высшего научного развития, - в одно и то же время индустриальное и умственное, соединяющее в себе подготовление человека и к мускульному и к нервному труду, должно лежать главным образом на попечении свободного общества. Основой экономической правды мы ставим два коренных положения: Земля принадлежит только тем, кто ее обрабатывает своими руками, — земледельческим общинам. Капиталы и все орудия работы — работникам — рабочим ассоциациям. III. Вся будущая политическая организация должна быть ни чем другим, как свободной федерацией вольных рабочих, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей (ассоциаций). И потому во имя освобождения политического мы хотим прежде всего окончательного разрушения государства, хотим искоренения всякой государственности со всеми се церковными, политическими, военно- и гражданско-бюрократическими, юридическими, учеными и финансово-экономическими учреждениями. Мы хотим полной воли для всех народов, ныне угнетенных империей, с правом полнейшего самораспоряжения на основании их собственных инстинктов, нужд и воли, дабы, федерируясь снизу вверх, те из них, которые захотят быть членами русского народа, могли бы создать сообща действительно вольное и счастливое общество в дружеской и федеративной связи с такими же обществами в Европе и в целом мире»
Цит. по: Утопический социализм в России. С. 401—402. |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка вк